revlis (revliscap) wrote,
revlis
revliscap

Пузырьки смерти.

За чтением Фрейда постепенно ловишь себя на мысли, что человек, это симптом какой-то более глубинной, смутной, космической патологии, игры порывов, инстинктов и иных скрытых сил, существовавших прежде появления у человека иллюзорного и обманчивого осознания собственного существования.

«Если мы примем как не допускающий исключений факт, что все живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и, наоборот, неживое было раньше, чем живое.» В статье «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд разбирает и отвергает идею того, что жизнь человека направляется и управляется поиском удовольствия и благополучия, и избегания боли и несчастия:

«Мы должны, однако, сказать», отмечает он, «что, собственно, неправильно говорить о том, что принцип удовольствия управляет течением психических процессов. Если бы это было так, то подавляющее большинство наших психических процессов должно было бы сопровождаться удовольствием или вести к удовольствию, в то время как весь наш обычный опыт резко противоречит этому». Поиск благополучия как основа принципа удовольствия, по мнению Фрейда: «идёт в разрез со всем миром, от макрокосма до микрокосма».

«Что хорошего для нас в долгой жизни, если она трудна и лишена радостей, и если она настолько полна страданий, что нам остаётся только приветствовать смерть как избавительницу?» - спрашивает Фрейд. Тогда что же движет нашу жизнь? То что движет нас, это, конечно же, не мы сами, и не какая- о наследственная черта нашей психики, и не сложные и извращённые мотивы, объясняющиеся наши стремления и желания, но нечто более смутное и неясное: «наличное в живом организме стремление к восстановлению какого-либо прежнего состояния, которое под влиянием внешних препятствий живое существо принуждено было оставить».

Это так называемое влечение к смерти.

Фрейд определяет это влечение как «выражение внутренней косности в органической жизни» и отмечает его изначальную природу, как: «...старое исходное состояние, которое живущее существо однажды оставило и к которому стремится обратно всеми окольными путями развития».

Влечение органического к неорганическому, подвижного к неподвижному, всего живого к неживому - это притяжение к нечто «древнему».

В такие моменты человеческое существо выворачивается наизнанку, демонстрируя исподнее человеческой цивилизации как мозгового пучка неврозов, под которым глубинная, многослойная геологическая травма проявляет себя бесчисленными мириадами путей, от лихорадочного биения простейших, до спотыкающегося и шатающегося, сонно бредущего вперёд человеческого осознания.

Похоже, что Фрейд взволнован и ясно понимает пессимистический тон своей теории:

«Многим из нас было бы тяжело отказаться от веры в то, что в самом человеке пребывает стремление к усовершенствованию, которое привело его на современную высоту духовного развития и этической сублимации и от которого нужно ожидать, что оно будет содействовать его развитию до сверхчеловека. Но я лично не верю в существование такого внутреннего стремления и не вижу никакого смысла щадить эту приятную иллюзию.»

И в заключении: «Прежнее развитие человека кажется мне не требующим другого объяснения, чем развитие животных»

~~~~~

Один современный писатель, не помню какой, говорил: «Я пишу обвинение человечеству». Но заполнение страниц буквами или цифрами, мотивами и сюжетными ходами представляется таким же пустым и бесполезным, как любой юридический процесс. Это просто трата времени, бесполезная даже для пессимиста.

~~~~~~~~

В 1904 году, чешский писатель и маргинал Ладислав Клима издал несколько своих философских работ, одной из которых была тонкая по объёму, но многозначительная по содержанию книжка под названием, «Мир как воля и ничто». Используя идею Шопенгауэра, Клима довёл ее пессимизм до крайности, отвергнув даже утешительные для немецкого философа музыку и мистицизм. По мнению Клима, всем живым и неживым в этом мире правила совершенно нечеловеческая и слепая «воля», влекущая все существующее к небытию. Клима был настолько одержим своей идеей, что после публикации книги, отрёкся от неё и отказывался о ней говорить. В последствии Клима писал: «до сего дня я не ведаю, гавкнула ли на мою книгу хотя бы одна собака».

~~~~~~~~

Плавучее кладбище человечества

Астронавты часто с придыханием говорят о том, как первый взгляд на Землю из космоса изменил всю их жизнь. Это явление, так же называемое «взгляд сверху», для нас-неастронавтов, может стать идеей опыта замечательного единства всего живого на нашей планете. Однако задолго до того, как первый примат вскарабкался на орбиту и выпал в открытый космос, Ницше представил свою версию взгляда сверху:

«Астрономам, коим изредка предоставляется возможность оглянуться округ глазами оторванными от нашей планеты, становится понятна вся бессмысленная незначительность капли жизни для вселенной..»

В дальнейшем человечество создало философский аналог эффекта взгляда сверху в понятии критической дистанции: Чем дальше мы от мира, тем ближе мир нам кажется, и чем ближе к нам кажется мир, тем проще для него представить чудо саморегуляции.

Однако Ницше не был бы Ницше, если бы развил взгляд сверху до его последнего логического завершения - глядя на мир сверху, мы становимся астронавтами Страха: «И самые хладнокровные астрономы иной раз могут ощутить, чем является Земля без жизни - ничем иным, как сияющим плавучим кладбищем человечества».

Леопарди: не видел ни одного умника или философа, который на всю жизнь хотел бы остаться умником или философом.

Идеализм и пессимизм часто спят вместе.

#бесконечноесамоотречение

Tags: #бесконечноесамоотречение
Subscribe

  • (no subject)

    Я увидел его, когда он отчищал комочки жевачки от платформы метро. Как и многие другие, я принял его за уборщика, но присмотревшись к тому, с каким…

  • Никто не пишет

    Мы сидели с 750м на турниках, он - на самом высоком, а я висела на самом низком. В руке 750й держал книгу. Он внимательно смотрел куда-то вдаль.…

  • Новая адвайта

    Ум заставляет думать нас, что мы есть, хотя нас нет, а есть только тело. Сознание и личность похожи на призрака - их нет и не может быть, но они…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments