revlis (revliscap) wrote,
revlis
revliscap

Category:

Юджин Такер, В пыли этой планеты

Образцовой фигурой живых мертвецов является, конечно, зомби. Его аллегорический
тип менялся с течением времени, но чаще всего это восстание низших классов
(рабочий класс, толпа, просто людские массы — все они представлены в фильмах
Ромеро). Зомби могут проявлять себя различными способами — и как множество
«Земле мёртвых» Ромеро, и как заражение «Зомби» Фульчи. Определяющий
метафизический принцип у зомби — это плоть.

Для нежити, напротив, обратной фигурой является вампир. Его аллегория – это
не восставший рабочий класс, а разлагающаяся упадническая романтическая
аристократия (что стало сразу очевидно, начиная с романов Стокера). Вампир
проявляет себя в метаморфозах человека и зверя (летучие мыши, крысы, псы),
а так же органический и неорганической природы (мгла, туман). Хотя эти
метаморфозы указывают на почти-бессмертие и бесконечную изменчивость, вампира
преследует смерть – иногда как угроза, иногда как обещание. Метафизический
принцип вампира – кровь.

Демон представляет собой сплав материального и нематериального; его
образцовая фигира сама является сплавом демонической одержимости –
мечущимся гибридом человеческого тела и демонической души. Аллегорией
демона чаще всего выступает представитель среднего класса или буржуа,
который страдает от болезни, как это наглядно изображается в ренессансных
историях об одержимости или в фильмах вроде «Изгоняющий дьявола», 1973.
Будучи посредине, демон совмещает и самое возвышенное и самое низменное,
превращая человека в зверя, а зверя – в божество. Метафизический
принцип демона – мясо.

Наконец, фантом, чьей образцовой фигурой выступает привидение, или
призрак. Если три предыдущие фигуры связаны с аллегорическими моделями,
отражавшими классовую динамику (зомби – рабочий класс, вампир –
аристократия, демон – буржуазия), то призрак связан с таинственным и
неведомым источником после-жизни – областью духа, души или, в секулярном
смысле – памятью. Несмотря на свою нематериальность, духи проявляют
себя различными способами: либо через медиумов-спиритов, либо изменяя
предметы в физическом мире, либо с помощью знаков и предзнаменований.
Метафизический принцип признака – дух.

Подобные обобщения всегда имеют свои ограничения. Ho необходимо
отметить, что в каждом случае мы имеем такую форму жизни, которая
в то же время отвергает «саму жизнь» ради некой формы после-жизни.
Каждая из этих фигур в буквальном случае является живым противоречием.
Зомби – это одушевленный труп, вампир – это разложение бессмертия,
демон – одновременно сверхъестественное существо и низменный зверь,
а призрак существует только через материализацию своей нематериальности.

В каждом случае форма после-жизни приводит к понятию жизни, которое
образовано посредством привации, или отрицания, «жизнь-минус-нечто».
Основные понятия плоти, крови, мяса, и духа, разработанные
Аристотелем (и Гиппократом), парадоксальным образом оказываются
живыми без жизни. В этом смысле ужас выражает логику несоизмеримости
между Жизнью и живым.
Subscribe

  • (no subject)

    Ночью ему показалось, что улице над крышами снова звонили колокола. Протерев глаза, он долго смотрел в уличную темноту, блуждая взглядом по редким…

  • (no subject)

    У всех когда-то был первый раз, но мой первый раз был такой, что вы не поверите. Я слонялся по грязной ярмарке на мусорной окраине запустелого…

  • (no subject)

    Никогда не говорите с собой вслух, потому вам может не понравиться то, что вы услышите. Вы можете не узнать себя и свой голос, ибо ваш голос…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments